Храм в честь собора

Пресвятой Богородицы

Нижний Новгород

Описание архитектурных особенностей храма

Храм в честь Собора Пресвятой Богородицы – каменная двухэтажная пятиглавая церковь с отдельно стоящей высокой колокольней. Это один из красивейших храмов города Нижнего Новгорода, чудом сохранившим своё внутреннее убранство. Наш храм является одним из лучших образцов так называемого «строгановского стиля», и ему был присвоен статус памятника архитектуры федерального значения. По словам профессора А.В. Седова: «любому прохожему бросается в глаза благородное изящество храма, при этом пышность орнамента сливается в удивительную общую гармонию, не нарушенную ни одной деталью. Не случайно многие исследователи признают в нём одно из красивейших зданий не только города, но и России».

икона Укрощение бури
(Мф.8:23-27; Мк.4:35-41; Лк.8:22-25)

«Мне же еже прилеплятися Богу, благо есть, полагати во Господе упование спасения моего» (молитва из последования ко Святому Причащению).

Построена церковь по старинному русскому типу церквей, получивших название «корабль» - Ноев ковчег (Быт.6-8). Корабль – это один из символов Церкви, означающий, что она, подобно кораблю, ведёт верующих через житейское море, «воздвизаемое зря напастей бурею» к «тихому пристанищу», к пристани спасения, ко Господу нашему Иисусу Христу (приведён ирмос шестой песни покаянного канона). Также, стоит заметить, что такой тип храма в честь Собора Пресвятой Богородицы выбран не случайно, т.к. корабль Ноева ковчега также предызображает и Пресвятую Деву. Ковчег строился много лет, и род человеческий долго готовился к принятию Спасителя. Ковчег, не пострадал от долгого нахождения в водах потопа; а Пресвятая Богородица и по Рождестве Христовом осталась Девой. В ковчеге спаслись Ной и дети его от потопа, а через Пресвятую Богородицу все послушные Богу спасаются от погибели вечной: «страстей моих смущение, кормчию рождшая Господа, и бурю утиши моих прегрешений, Богоневестная» (тропарь четвёртой песни молебного канона ко Пресвятой Богородице).

Здание храма вытянуто по оси запад-восток, алтарём на восток: Сам Господь Иисус Христос в Священном Писании и литургике сравнивается с востоком (Лк.1:78) или с солнцем правды (Мал.4:2). Это сравнение находит отражение в церковных песнопениях: «Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме» (тропарь двунадесятого праздника Сретения Господа и Спаса нашего Иисуса Христа).

Роспись в Введенской церкви на ул. Б.Покровской г. Нижнего Новгорода

Церковь двухъярусная: наверху расположен алтарь, молельный зал, бесстолпная трапезная и паперть, проёмы которой раньше имели белокаменные гирьки-висяги. Изначально церковь была построена как четырёхпрестольная, по типу многих русских церквей: с зимним однопрестольным храмом внизу и летним трёхпрестольным вверху. Однако богослужения изначально стали проходить только во втором ярусе. Есть версия, что на это сказался домовой характер церкви (прихожанами были сами Строгановы и их ближайшее окружение), а также отсутствие постоянного причта. Но при критическом рассмотрении этого вопроса, версия оказывается несостоятельной, т.к., во-первых, если это домовая церковь, то отапливать нижний меньший объём здания выгоднее, чем верхний, кроме того, подниматься на верхний этаж церкви при расположении внизу дома и пристаней, принадлежащим Строгановым, также не предполагается удобным. Поэтому возможно, что выбор верхнего яруса церкви как основного был связан с более благолепным его внутреннем и внешнем убранством, а в нижнем ярусе под трапезной стали располагаться кладовые.

Фотография из книги В.И. Брунова История русской архитектуры, 1956. стр.264

Храм пятиглавый, пять глав поставлены по сторонам света, алтарь венчает отельный золотой купол со крестом. По словам русского искусствоведа, профессора И.Э. Грабаря (1871-1960): «Спокойный в линиях и формах Строгановский пятиглавый храм «старого завета», однако сильно затронут новшеством в оригинальной украинской постановке глав, сразу давшей ту ярусность, которая была необходима зодчему для выразительности стиля» [Грабарь, И.Э. История русского искусства. Архитектура. Том 2. М.: 1910, стр.454]. Центральная глава, украшенная короною, символизирует Царя Славы Господа Иисуса Христа. Но также корона знаменует собой и терновый венец Спасителя в память о Крестной Жертве Его: «и, издеваясь, стали падать перед Ним на колени и приветствовать словами: «Радуйся, Царь Иудейский». Затем они взяли трость и били ею по голове Иисуса, чтобы колючки терна вонзались глубже» (Мф. 27:29). Остальные четыре главы символизируют собой апостолов и евангелистов Матфея, Марка, Луки, Иоанна Богослова, записавших благую весть о Светлом Христовом Воскресении, и о том, что «приблизилось <к нам> Царство Небесное» (Мф.4:17). Кресты внизу украшены изображением полумесяца, что так же символизирует собой Церковь как корабль спасения.

Изначально главы были зелёные. Такими они изображены на акварели 1870 г. И. Шишкина по фотоотпечатку А. О. Карелина {Творческое наследие, Волго-Вятское книжное издание, Н.Н., 1990 г.}. Но в конце XIX века они были окрашены наподобие глав Храма Покрова Пресвятой Богородицы известного, как Храм Василия Блаженного в Москве. Цветовое решение очень удачное, голубой небесный цвет центральной главы напоминает нам о неизреченных Пречистых и Животворящих Таинствах: «Ты еси един Свят».

 

Поскольку главным становился второй этаж храма, он стал богаче по декоративному убранству: рамочка каждого окна украшена пышным растительным узором – диковинные цветы и листья, а небольшие колонки возле окон перевиты виноградной лозой. Символ виноградной лозы выбран не случайно: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь» (Ин.15:1), слова Господа нашего Иисуса Христа в Евангелии. В Ветхом Завете ухоженная виноградная лоза (виноградник) есть символ благополучия, а Иерусалимский храм, сооружённый Иродом Великим, имел над входом огромное золотое изображение виноградной лозы.

Большие стройные колонны с коринфскими капителями наверху украшены вертикальными складками – капеллюрами, в основании колонн – переплетение груш, яблок, граната. С каждым последующим ярусом здания пропорции колонн и их художественная обработка становятся всё более изящными. При этом архитектурные детали трактуются различно в каждом ярусе.

По словам И.Э. Грабаря, стр.454: «…зодчий едва ли не превратил в киоты окна храма, заменив фронтоны окон орнаметальной формою картушей или клейм». Картуш в архитектуре – это украшение в виде свитка, размещавшееся над парадным входом или окнами. Далее там же: «фасады храма в тонкой детальной обработке архитектурных форм и рези <находят сходство> с иконостасной резью, что довершается малым количеством свободных от орнаментации стен».

 
Фотография современная и из книги В.И. Брунова История русской архитектуры, 1956. стр.239

Первоначально, когда церковь была построена, она была окрашена в тёмно-малиновый цвет и расписана цветами: жёлтыми, голубыми и зелёными. На этом глубоком «парчовом» фоне необыкновенно богато смотрелась белокаменная резьба. И.Э. Грабарь в указанном сочинении отмечает, что «для достижения монументальности и мягкости контраста «пятен» рези с фоном стены храма, так же как и в иконостасах, были расписаны «под аспид»», т.е. имитировали собой мрамор (аспидом в то время назывался мрамор тёмного цвета или малахит). По богатству своего декоративного белокаменного убранства, церковь почти не имеет равных в русской архитектуре. Такое богатое внешнее оформление церкви символизирует собой райский сад, Царство Небесное на земле.


«Строгановская» церковь (Фот. И.Ф. Борщевский) из книги И.Э. Грабаря История русского искусства, 1910. стр. 452.
Деталь Строгановской церкви в Нижнем Новгороде из книги И.Э. Грабаря История русского искусства, 1910 стр. 455.

Рядом с храмом стоит высокая, стройная колокольня, первый ярус которой выполнен в виде триумфальной арки и служит парадным «красным» входом в церковь. Особенно красиво смотрятся белокаменные гирьки-висяги, украшающие вход. Со второго яруса прекрасный вид слияния двух рек – Волги и Оки. Третий и четвёртый ярусы – это звонницы. И.Э. Грабарь отмечает, что колокольня вверху представляет собой как бы «ратушную башню с часами и оригинальным переходом к <ярусу звонницы> в типе распорных аркбутанов для более компактного соединения частей» (аркбутан – это открытая полуарка, служащая для передачи давления на массивные выступы в стенах). Соединялась колокольня с храмом открытой галереей, а затем, в ходе перестроек 1796, 1801 годов, ставшей закрытой.

Тип архитектурной композиции колокольни – «восьмерик на четверике», т.е. верхний объём октагональной восьмигранной конфигурации поставлен на нижний кубический. Сочетание таких контрастных форм придаёт колокольне устремлённость ввысь. Стоит заметить, что это довольно распространённый конструктивный тип здания в русской церковной архитектуре, как деревянной, так и каменной (например, Спасская башня в московском Кремле). Особенно это характерно для приёмов московского барокко, к типу которого относят и нашу церковь.

Символическое значение колокольни – это свеча Богу, а её устремлённость ввысь – это самая яркая стилистическая особенность, символизирующая приближение человека к Царству Небесному. Восьмерик можно рассматривать как символ путеводной Вифлеемской звезды, которая ведёт человека ко спасению, вечной жизни, или, что для нашей церкви более характерно, к восьмиконечной звезде – символу Пресвятой Богородицы. Также восьмерик можно приравнять и к числу будущего века – «дня восьмого», а нижний четверик символизирует наше земное начало.

Вход в церковь сейчас предваряют три иконы: прп. Сергия Радонежского (с запада), Пресвятой Богородицы (с юга) и прп. Серафима Саровского (с востока). Однако это было не всегда так, например, на фотографии … года можно увидеть другую икону с западной стороны входа.

 

Наверху колокольни под крестом находится флюгер, выполненный в виде узорного флажка. Эта деталь характерна для периода увлечения Строгановыми морским делом. Известно, что Григорий Дмитриевич Строганов «пожертвовал два военных фрегата, построенные и вооруженные иждивением его. Во время поездки с Петром I в Архангельск подарил еще два военных корабля, построенных при тамошнем адмиралтействе» [Купцов, стр. 63]. Символическое же значение флюгера – это изображение Духа Святого – слово «дух» («ruach») в переводе с древнееврейского значит «ветер, дыхание»: «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит» (Ин.3:8).

Перед входом в галерею расположена икона «Поклонение пастухов», а перед входом в сам храм икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Достойно есть».

 

Теперь рассмотрим внутреннее убранство нашей церкви. Алтарь храма трёхапсидный. Абсида – это пониженный выступ здания (церкви), примыкающий к основному объёму. В северной апсиде (слева от престола) расположен жертвенник, на котором совершается проскомидия - первая часть Божественной литургии, где предложенные к священнодействию хлеб в виде пр осфор и вино особым образом приготавливаются для последующего Таинства Тела и Крови Христовых. В южной апсиде (справа от престола) расположен диаконник (или ризница) для хранения облачений, богослужебных принадлежностей и священных сосудов, а в средней апсиде, обращённой на восток, расположен сам престол. Престол является самым священным местом в храме, т.к. знаменует собой невещественный Престол Пресвятой Троицы и является местом особенного присутствия Божественной Славы. На нём совершается самое важное из всех таинств Церкви – Таинство Евхаристии (Причащения), в переводе с греческого языка - благодарения. Символ апсиды – это воспоминание о том, что ранние христиане были гонимы и не могли собираться открыто, поэтому они молились в катакомбах, где были сакральные ниши, в которых находились мощи святых мучеников, и где совершалось Таинство Евхаристии.

Алтарь устраивается на возвышенном месте, он знаменует собой ту «горницу большую, устланную, готовую» (Мк.14:17), где состоялась Тайная вечеря Господа с учениками. Алтарь имеет три окна, что символизирует собой несозданный троический свет Божества: «Слава Тебе, показавшему нам свет!» (возглас священника в конце Всенощного бдения). На сколько такое архитектурное решение алтаря важно можно прочитать в специальной закладке нашего сайта.

В алтаре у восточной стены напротив престола имеется некоторое возвышение (горнее место), на котором установлено кресло (трон), что обозначает таинственное присутствие Небесного Царя – Господа Славы Иисуса Христа. Возвышение, на котором стоит сам алтарь и иконостас, называется солея, а полукруглый выступ в центре солеи напротив Царских врат называется амвоном. Т.к. с амвона читается Евангелие, произносятся диаконом ектении и проповеди священниками - он знаменует собой те места, с которых проповедовал Господь Иисус Христос. Также с амвона верующим преподаются Тело и Кровь Христовы, поэтому амвон знаменует собой и камень, отваленный ангелом от дверей Гроба Господня и возвещает о Воскресении Христовом.

Молельный зал церкви небольшой по размерам, но он не кажется тёмным, так как свет попадает сюда через окна второго, третьего и четвертого ярусов, через световые барабаны. Пять глав церкви не глухие, в них сделаны окна, и золото солнца легко попадает в молельный зал, падая на изумительно красивый иконостас. Об иконостасе нашей церкви пойдёт речь в отдельной вкладке. Примечательный случай произошел в храме, в молельный зал, через всё пространство церкви, через врата, галерею, трапезную часть (!) во время водосвятного молебна залетел голубь: «Дух в виде голубине» и «ношашеся верху воды» (использованы слова тропаря Крещения Господня, а также Быт.1:26).

 

Пол молельного зала и трапезной части храма выложены из метлахской плитки. В молельном зале есть ещё одна особенность – это хоры на втором этаже. Хор поднимался по винтовой лестнице наверх, и оттуда во время службы доносилось прекрасное церковное пение. Хор у Строганова был очень хороший, и слава о нём гремела по церквям. На стенах вокруг хора имеются фрески, описание которых приведены ниже, а над ними – фрески с изображением ангелов, под главным куполом находится изображение Господа нашего Иисуса Христа. Описание фресок на хорах:

- сцена Побивания камнями иудеями первомученика архидиакона Стефана: «они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него, и, выведя за город, стали побивать его камнями», вверху росписи имеется надпись: «Господи, не постави имъ греха сего», так молился Стефан, падая под градом камней на колени, перед своей смертью (Деян. гл.7:57-60);

 

- сцена Укрощение бури Господом нашим Иисусом Христом: «И вот, сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами; а Он спал», вверху имеется надпись: «Господи, спаси ны, погибаем», так обратились к Нему ученики, разбудив Его: «И говорит им: что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина» (Мф.8:23-27);

- сцена моления пророка Моисея перед Господом за народ Изралиев: «молюся ти, Господи: согрешиша людие сии грехъ великъ», когда народ после выхода из Египта заставил Аарона сделать себе золотого бога (тельца) для поклонения, в то время как Моисей беседовал с Богом на горе Синай и получил две скрижали завета (Исх.32);

- сцена моления царя Соломона «Господи Боже Израилевъ да будутъ очи тво­и от­версты на храмъ сей день и нощь» (3Цар.8:29), когда он построил Иерусалимский храм, и перенёс ковчег завета во Святая Святых, и облако наполнило дом Господень: «Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил [имени Твоему]» (3Цар.8);

- сцена моления Анны неплодной, будущей матери пророка Самуила, у входа в Иерусалимский храм, где сидел священник Илий: «жена въ жестокъ день азъ есмь … изливаю предъ Господемъ душу мою» (1Цар.1:15);

- сцена встречи Господа Иисуса Христа с женщиной хананеянкой (язычницей), которая взывала к Нему, несмотря на то, что ученики Господа прогоняли её: «…помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется» (Мф.15:21-28). Вверху росписи есть надпись: «Господи, помози ми» (Мф.15:25), на что Господь ответил ей (хотя был послан исцелять только народ израильский): «о, женщина! великá вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час».

Теперь рассмотрим трапезную часть храма, как символа помещения, где происходила пасхальная Тайная вечеря Господа с учениками. Стены просторного зала трапезной изначально были расписаны картинами на библейские сюжеты и украшены иконами. Сейчас лишь восточная стена (фото) напоминает о богатом убранстве этого зала. Она, отделяющая трапезный зал от молельного, была покрыта белокаменной резьбой, а позже резьба была покрыта позолотой.

Восточная стена представляет собой малый иконостас, вверху которого находятся иконы Господа нашего Иисуса Христа в середине и четырёх евангелистов по два по бокам с характерными для них символами: «Победную песнь поюще (орел), вопиюще (вол), взывающе (лев) и глаголюще (человек): Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея» (возглас священника и ответ на возглас хора на Литургии). Венчает этот ряд голубь, как мы уже указывали, символ Святого Духа.

Евангелист Марк символизируется львом, в ознаменование могущества и царственного достоинства Господа нашего Иисуса Христа. Орел при евангелисте Иоанне изображает высоту евангельского учения и сообщаемых в нем божественных тайн. Евангелиста Луку изображают с тельцом, подчеркивая жертвенное, искупительное служение Спасителя. При евангелисте Матфее изображён ангел или человек, как символ мессианского посланничества в мир Сына Божия. По одному из мнений святых отцов (св. Григория Двоеслова): Господь Иисус Христос принял тленную плоть, т.е. вочеловечился (человек), принес себя в жертву за наши грехи (телец), расторгнул узы смерти (лев) и вознесся на небо (орел).

 

Ниже расположены три фрески украшенные богатыми рамками-картушами. Слева находится изображение иллюстрация к одному из важных отрывков Евангелия Беседы Господа Иисуса Христа с самарянкой (Ин.4:4-42): «Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную». В середине находится изображение Несения Креста, как Господь упал под его тяжестью и воины отдали нести Крест некоему Симону Киринеянину, впоследствии ставшему апостолом: «И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие. Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его» (Мф.27:31-32). Справа находится изображение Воскресения четырёхдневного Лазаря: (Ин.11:1-46): «Иисус сказал ей:  Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?». Возможно эти фрески указывают на то, в честь каких святых были освящены престолы в трапезной части храма.

Малый иконостас украшают виноградные грозди, до которых так любят дотрагиваться детки, посещающие наш храм. Как было указано выше Сам Господь Иисус Христос назвал Себя истинной виноградной Лозой, а Своих учеников — её ветвями: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5). Поэтому вход в молельный зал предваряют иконы истинных учеников Господа – святителей (имена указаны слева направо по часовой стрелке):

  • Иоанна Златоуста (†407, память 9 и 12 февраля, 27 сентября, 26 ноября);
  • Тихона Задонского (†1783, память 26 августа);
  • Иаков, брат Господень по плоти, епископ Иерусалимский, апостол от 70-ти (около †63, память 17 января, 5 ноября, Неделя по Рождестве Христовом)
  • Игнатия (Брянчанинова) епископа Кавказского (†1867, память 13 мая);
  • Феофана Затворника (†1894, память 19 и 23 января, 29 июня);
  • Митрофана Воронежского (†1703, память 20 августа, 17 сентября, 6 декабря);
  • Григория Богослова (†389, 7 и 12 февраля).

По бокам восточной стены находятся фрески равноапостольного князя Владимира (слева) и равноапостольной княгини Ольги (справа). В кивотах находятся иконы Благовещения Пресвятой Богородицы (слева) и Святителя Николая Чудотворца (справа).

Итак, как мы видим, в церковной архитектуре нет случайных деталей, такая символическая  нагрузка необходима для  того, чтоб вселить в человека веру в  Бога. По словам св.праведного Иоанна Кронштадтского «В храме всё поучительно, и нет ничего праздного, ненужного». Храм – это святое, небесное место на земле: «И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов» (Мк.11:17). Эти слова Господа нашего Иисуса Христа можно прочесть и в нашем храме, в молитвенной части на хорах.

Уважаемые посетители нашего сайта, если у Вас есть дополнительная информация по особенностям архитектуры нашего храма, или Вы заметили ошибку в тексте, просим Вас оставить свой комментарий в закладке Вопросы к батюшке на главной странице сайта. Спаси Вас Господи!

Статья подготовлена по материалам...

Статья подготовлена по материалам книги Брунов, В.И., Власюк, А.И. и др. История русской архитектуры. Изд. 2-е исправ. и доп. М.: Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1956; книги Грабарь, И.Э. История русского искусства. Архитектура. Том 2. М.: 1910; книги Купцов, И.В. Род Строгановых. Челябинск: ТО «Каменный пояс», 2005; книги Седов, Александр Васильевич. Глядя с Откоса [Текст] : рассказы о родном крае / Седов Александр Васильевич. - Н.Новгород : Книги, 2009. - 382, [1] с. : ил. - ISBN 978-5-94706-064-5.
Рождественская церковь