Фотографическая репродукция портрета И.П. Кулибина в Эрмитаже |
Неудивительно, что эти часы, возможно, содействовали появлению живого интереса к механике у гениального нижегородского изобретателя-самоучки Ивана Петровича Кулибина (1735-1818). Есть версия, что он, будучи пятнадцатилетним подростком, смог починить сломанный механизм часов. Дальнейшая судьба механизма неизвестна, они были сняты с колокольни в 1937 году.
В июле 2005 года на колокольню храма вновь установили старинные часы-куранты. Они были изготовлены в Англии в 1879 году, до революции 1917 года они находились на Блиновском пассаже на ул. Рождественской, а затем хранились в Нижегородском историческом музее. Реставрировал куранты калужский мастер Александр Красников, который занимается восстановлением старых часов уже 15 лет. «Часы должны соответствовать храму, - считает Александр Красников, - на старинный храм надо ставить только старинные часы». Новыми в этих часах будут только циферблат и стрелки.
Старинный механизм часов-курантов (фот. Н.Нестеренко) с сайта http://nne.ru/ |
Далее приведём краткую историческую справку о механизме старинных часов на Спасской башне московского Кремля (вторых по счёту, установленных в 1624-1625 году), которые скорее всего были подобны часам Строгановской церкви г. Н.Новгорода.
Изготовил кремлёвские часы известный английский механик и часовых дел мастер Христофор Головей (Кристофер Галлоуэй). «На огромном голубом циферблате, символизировавшем небо, были изображены серебряные звезды, полная луна и месяц. Вокруг были изображены 17 арабских золоченых цифр и столько же церковно-славянских букв, которыми обозначали цифры в допетровской России. Циферблат вращался под неподвижным изображением солнца с лучами, один из которых заменил стрелку, показывая час».
Часы были разделены на 17 частей, т.к. столько часов продолжался самый длинный летний день в Москве (день летнего солнцестояния). Сутки подразделяли на дневные и ночные часы. На заре и на закате часовщик поднимался на башню и вручную поворачивал циферблат так, что «луч солнца» часов приходился как раз на первый час, и счёт начинался сначала.
Рис. из альбома Мейерберга Виды и бытовыя картины Россiи XVII века
Возможно, такое устройство часов и счисление времени не покажется странным, если рассмотреть этот вопрос в связи с богослужебными указаниями Типикона (древнего Богослужебного Устава). Для примера, в следующей закладке рассмотрена самая торжественная полная воскресная (или праздничная) служба Всенощного бдения, какую сейчас совершают в течение ночи в монастырях на святой горе Афон (или на подворье Афонского монастыря в Москве), Валааме и некоторых других.
Ведь действие сильнее слова и, когда первые лучи солнца проникают в храм на Божественной Литургии через открытые царские врата, или через оконца в световых барабанах попадают на Святые Дары, понимаешь, что всё в храме не случайно, поучительно, создано преднамеренно, чтобы восхвалять велелепое Имя Господа и Бога нашего: «Тебе подобает хвала, Тебе подобает пение, Тебе слава подобает, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь» (молитва на вечерней службе «Сподоби, Господи»). Понимаешь, что всё в храме подчинено неизменяемому кругу мироздания и законам Вселенной: «Яко возвеличишася дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси» (Пс. 103:24). Даже часы, по которым жили наши далёкие предки, заставляли относиться к дарованной нам жизни так, чтобы в ней было особое место и время Богу. Наверное, сейчас в период глобализации в постхристианском обществе невозможно перейти на «новое» время, когда неважно, что две недели назад 6:00 утра было совсем другое время суток, но нужно об этом помнить, когда приходишь в храм, в Царство Божие на земле и постараться отложить «всякое житейское попечение». Тогда возможно подобно послам св. равноапостольного князя Владимира воскликнуть: «Мы не знали, где мы находились – на небе или на земле. Мы не можем описать это тебе, но одно только мы знаем точно, что Бог живет там среди людей. Мы не можем забыть эту красоту» (из Повести временных лет).