Храм в честь собора

Пресвятой Богородицы

Нижний Новгород

История уникальных часов на колокольне храма

Фотографическая репродукция портрета И.П. Кулибина в Эрмитаже

На колокольне храма в честь Собора Пресвятой Богородицы при строительстве храма были установлены уникальные часы, которые кроме течения времени показывали фазы луны и движение солнца в течение дня, при этом вращался сам циферблат, а не стрелка часов, как принято в настоящее время. На их каменных плитах, которые и сейчас можно увидеть вокруг циферблата, остались славянские литеры (буквы), делящие круг не на 12, а на 17 частей. Поэтому можно сделать вывод о том, что эти часы были подобны тем, что в 1624-1625 году были установлены на Спасской башне московского Кремля (подробнее об изумительном механизме этих часов рассказано ниже).

Неудивительно, что эти часы, возможно, содействовали появлению живого интереса к механике у гениального нижегородского изобретателя-самоучки Ивана Петровича Кулибина (1735-1818). Есть версия, что он, будучи пятнадцатилетним подростком, смог починить сломанный механизм часов. Дальнейшая судьба механизма неизвестна, они были сняты с колокольни в 1937 году.

В июле 2005 года на колокольню храма вновь установили старинные часы-куранты. Они были изготовлены в Англии в 1879 году, до революции 1917 года они находились на Блиновском пассаже на ул. Рождественской, а затем хранились в Нижегородском историческом музее. Реставрировал куранты калужский мастер Александр Красников, который занимается восстановлением старых часов уже 15 лет. «Часы должны соответствовать храму, - считает Александр Красников, - на старинный храм надо ставить только старинные часы». Новыми в этих часах будут только циферблат и стрелки.

Старинный механизм часов-курантов (фот. Н.Нестеренко) с сайта http://nne.ru/

По материалам электронной версии газеты Ведомости Нижегородской митрополии: «для того чтобы починить часы, калужскому мастеру Александру Красникову потребовался год. По его словам, старинный механизм был сильно поврежден. Он проржавел, многие детали изломались или погнулись. Механизм часов-курантов будет приводить в действие 80-киллограмовый часовой колокол. Он находится на самой высокой внутренней точке колокольни. Именно он каждые полчаса будет возвещать жителям города точное время суток. Количество ударов колокола будет соответствовать количеству часов, а каждые полчаса колокол будет бить только один раз».

Далее приведём краткую историческую справку о механизме старинных часов на Спасской башне московского Кремля (вторых по счёту, установленных в 1624-1625 году), которые скорее всего были подобны часам Строгановской церкви г. Н.Новгорода.

Изготовил кремлёвские часы известный английский механик и часовых дел мастер Христофор Головей (Кристофер Галлоуэй). «На огромном голубом циферблате, символизировавшем небо, были изображены серебряные звезды, полная луна и месяц. Вокруг были изображены 17 арабских золоченых цифр и столько же церковно-славянских букв, которыми обозначали цифры в допетровской России. Циферблат вращался под неподвижным изображением солнца с лучами, один из которых заменил стрелку, показывая час».

Часы были разделены на 17 частей, т.к. столько часов продолжался самый длинный летний день в Москве (день летнего солнцестояния). Сутки подразделяли на дневные и ночные часы. На заре и на закате часовщик поднимался на башню и вручную поворачивал циферблат так, что «луч солнца» часов приходился как раз на первый час, и счёт начинался сначала.


Рис. из альбома Мейерберга Виды и бытовыя картины Россiи XVII века

Возможно, такое устройство часов и счисление времени не покажется странным, если рассмотреть этот вопрос в связи с богослужебными указаниями Типикона (древнего Богослужебного Устава). Для примера, в следующей закладке рассмотрена самая торжественная полная воскресная (или праздничная) служба Всенощного бдения, какую сейчас совершают в течение ночи в монастырях на святой горе Афон (или на подворье Афонского монастыря в Москве), Валааме и некоторых других.

Ведь действие сильнее слова и, когда первые лучи солнца проникают в храм на Божественной Литургии через открытые царские врата, или через оконца в световых барабанах попадают на Святые Дары, понимаешь, что всё в храме не случайно, поучительно, создано преднамеренно, чтобы восхвалять велелепое Имя Господа и Бога нашего: «Тебе подобает хвала, Тебе подобает пение, Тебе слава подобает, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь» (молитва на вечерней службе «Сподоби, Господи»). Понимаешь, что всё в храме подчинено неизменяемому кругу мироздания и законам Вселенной: «Яко возвеличишася дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси» (Пс. 103:24). Даже часы, по которым жили наши далёкие предки, заставляли относиться к дарованной нам жизни так, чтобы в ней было особое место и время Богу. Наверное, сейчас в период глобализации в постхристианском обществе невозможно перейти на «новое» время, когда неважно, что две недели назад 6:00 утра было совсем другое время суток, но нужно об этом помнить, когда приходишь в храм, в Царство Божие на земле и постараться отложить «всякое житейское попечение». Тогда возможно подобно послам св. равноапостольного князя Владимира воскликнуть: «Мы не знали, где мы находились – на небе или на земле. Мы не можем описать это тебе, но одно только мы знаем точно, что Бог живет там среди людей. Мы не можем забыть эту красоту» (из Повести временных лет).

Статья подготовлена...

Статья подготовлена по материалам электронного ресурса http://telemax-spb.livejournal.com/406387.html; альбома Мейерберга Виды и бытовые картины России XVII века. Рисунки Дрезденскаго альбома, воспроизведенные съ подлинника въ натуральную величину съ приложенiемъ карты пути цесарскаго посольства 1661-62 гг. М. издание А.С. Суворина, 1903.
Рождественская церковь