Храм в честь собора

Пресвятой Богородицы

Нижний Новгород

Слово похвальное Пресвятой Богородице святителя Епифания Кипрского

По Богослужебному Уставу на  утрени  перед каноном полагается чтение Слова святителя Епифания Кипрского †403 (память 25 мая / 12 мая), похвалу Пресвятой Богородицы.
Обычно в приходской практике это чтение опускается. Но для того чтобы лучше подготовиться к данному празднику предлагаем Вашему вниманию этот важный текст.

Слово похвальное Пресвятой Богородице святителя Епифания Кипрского

Когда пожелал я, ничтожный, повести речь о блистающем сиянии Богородицы, о страшных и непостижимых силах, о таинстве небес и Вселенной, о чуде, об очистилище и попытался рассказать  подробно, движимый внутренним трепетом сердца моего, о высшей мудрости и о чуде, объяли меня многий и великий страх и ужас. Ибо само даже воспоминание о сей страшной мудрости о Богородице, наполнив ужасом душу мою и страхом сердце мое, стало для меня не легким наказанием, но сильным мучением. Память сей величайшей мудрости укоряет разум мой, ибо не имеет он в себе силы вещать о том, что является непостижимым таинством.

Да и кто может рассказать о сем таинстве? Чьи уста и чей язык поведут речь? В смятении не способны они выговорить ни слова. Я же ныне дерзну рассказать о Госпоже нашей Богородице по мере сил моих. И снова страшусь я, ибо не способен мой язык описать столь великое и высокое. Ибо и я, подобно Моисею, слаб голосом и косноязычен, и не ритор я, чтобы произносить слова, подобающие Всеславной и Преподобной и Неискусобрачной Богородице Марии, Матери Господней, о которой затрудняется говорить всякий человеческий язык. Не находит он в себе сил и робеет, ибо нет в нем подобающих для Нее слов. Для Нее, поразившей и Небесные Силы. В недоумении стоят перед ней все Ангелы, Архангелы, Начальства, Власти, Престолы, Господства, Херувимы и Серафимы. Все Ангельские Воинства исполнились великим страхом и ужасом. Увидели они на земле, посреди нее, То, что пребывает на Небе, и пришли в смятение. Увидели Деву, ставшую Небесами и Престолом, и исполнились страха, узрев, что Безначальный, восседающий на херувимском престоле, поселился в Девичьем чреве.

О блаженный корень! Откуда дал он побег? О нем восклицает огненным своим языком пророк Исайя: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится» (Ис. 11:1-3). Из корня, то есть из рода Иессеева, происходит царь Давид, а из племени его Святая Дева, Преподобная Дщерь преподобных мужей. Ее родители Иоаким  и Анна, своей жизнью угодившие Богу, родили Святую Деву
Марию, Храм Божий и Мать. Иоаким, Анна и Мария втроем послужили Святой Троице.

Иоаким значит «приготовление для Господа», ибо от него приготовился Храм Господень, то есть Дева. Анна же значит «благодать», потому что Иоаким и Анна по молитвам их получили благодать принести в мир Святую Деву. Иоаким молился на горах, а Анна в саду своем. И вот понесла Анна в чреве своем Святую Дщерь Марию, и родила Небеса и Херувимский Престол, ибо Она есть Небо, и Храм, и Престол. Мария же значит «Госпожа», но также и «Надежда», ибо родила Она Христа, Надежду всего мира. Также значит это имя «смирна морская», смирна же значит бессмертие, по моему разумению, ибо предстояло Ей родить Бессмертный Жемчуг среди моря, то есть  посреди мира. Морем же называется весь мир, которому подарила Дева покой и безветрие, родив Прибежище, сиречь Христа.

Блаженное имя смиренной Дщери Марии означает также «Освещенная», ибо восприяла Она свет Сына Божия и Сама осветила на земле всех, верящих в Святую Троицу. Ибо Святая Богородица Мария  –  Невеста Троицы, Сокровище всей Вселенной неописуемое, Та, Которую приветствовал Гавриил словами «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!». После же того приветствия Гавриилова Отец с небес послал Ей на зачатие Дух Святой. Соединил Он Деву с Единородным Сыном Своим как Невесту небесную, которую Отец возлюбил, Сын поселился в ней, Дух же Святой возжелал.

 Ибо Она есть Невеста и Брачный Чертог, и от Нее грядет Жених Христос, Ризы Девичьи, по словам пророка Давида:  «Он поставил в них жилище солнцу, и оно выходит, как жених из брачного чертога своего» (Пс. 18: 5-6). О, как возжелал Жених чистоты! Рабу Свою сделал Он Невестой Своей и Матерью. Поспешил Гавриил и совершил сватовство Девы, соединив фимиам Неба и земли, как проповедовали пророки, мудро предсказывавшие, как произойдет сей брак.

Как сделалась одновременно Невестой и Матерью Дева, принявшая Дух Святой как предсвадебный дар, как приданое же все Небо вкупе с Раем? Просила Дева узнать Того, Кого возжелала Она, говоря: «Где Жених, Чью красоту возжелала Я, Который превосходит сиянием солнце, Чья слава неописуема? Где вечный свет, коего прошу Я с великим желанием? Где Солнце, ищущее луч? Где херувимская гитара? Где Христос, неусыпный взор Серафимов? Где поклонение Ангелов, явленное Гавриилом? Где единственный и Единородный Сын Отца, Коего возжелала и возлюбила Дева, и лобызала прося?»

Это Ей сказал Гавриил: «Радуйся, Благодатная, безграничная Благодать Святой  Девы. Радуйся, Благодатная, украшенная множеством добродетелей. Ты – Дева, держащая, подобно свече, Неугасимый Свет ярче солнца. Радуйся, Благодатная, насадка мысленного крючка, крючок же в Тебе есть Божество. Радуйся, Благодатная, мысленный Ковчег Славы.  Радуйся, Благодатная, ты есть Ручка златая, носящая манну небесную. Радуйся, Благодатная, как чистый неиссякаемый источник напояющая жаждущих.

Радуйся, Благодатная, мысленное море, носящее небесный Жемчуг Христа. Радуйся, Благодатная, сияющее Небо, хранящее внутри Бога, Которого не вмещают Небеса. Радуйся, Благодатная, сверкающая Херувимским Престолом Божества. Радуйся, Благодатная, ты есть мысленное Небо, без труда вместившее в себя невместимого Бога. Радуйся, Благодатная, столп облачный, несущий в себе Бога, ведущего народ Израиля через пустыню».

Что сказать мне? Как воспеть Многославную? Ту, что после Бога всех Высшая. Прекраснейшую Херувимов и Серафимов и всех Ангельских Сил, Которую не способен воспеть ни небесный, ни человеческий, ни ангельский язык. Ибо и Ангелы принесли Ей гимны и хвалу, честь и славу, но так и не смогли воспеть Ее по достоинству. Радовались Ангелы тому, что только Господь превосходил их, и вот Дева Мария вознеслась выше их, ибо родила на земле Небесного Бога, дабы привлечь на землю Ангельские Воинства. Ибо Она стала тем, что соединило Небеса
с землею.

О Блаженная Дева, чистая Голубица, Небесная Невеста Мария, Ты есть Небо и Храм и Престол Божества, и в Тебе пребывает Христос  –  сияющее Солнце  –  на Небесах и на земле, Ты есть Облако Светлое, принесшее в мир Христа как всеблистающую Молнию. Ты  –  Облако Небесное, сокрывшее в себе гром Духа Святого и пославшее Его на землю. Ты принесла бурный ливень Святого Духа по всей земле, дабы возрос на ней плод веры. Радуйся, Благодатная, Врата Небесные, о которых сказал пророк: «…ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены» (Иез. 44: 2).

Об этих вратах и в Песни Песней явственно глаголет пророк: «Запертый сад  – сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник» (Песн. 4: 12). Пребыла Девой Святая и Смиренная Дщерь Мария, Светлое Облако, содержащее в себе Божественное Слово, о которой возвестил громовым голосом пророк Исайя: «Вот, Господь восседит на облаке легком и грядет в Египет» (Ис.19: 1). Ты есть Гора Нерукосечная, от которой оторвался Камень, сиречь Христос, о котором свидетельствует мудрейший Даниил: «…камень отторгнут был от горы не руками…» (Дан. 2: 45), подразумевая, что Дева родила без мужа Христа, Который есть Камень Твердый.

Ты – Храм, в котором Небесный Камень  – Христос, Грозовое Облако, в чреве своем носящее молнию, о чем согласно со словом моим гласит и Святое Писание: «Чрево твое – ворох пшеницы, обставленный лилиями» (Песн. 7: 3). Ты есть Несеянная Нива, принявшая Слово как пшеничное семя и родившая целый сноп. Ты  – Мысленная Печь, хранящая в себе Огонь и Хлеб жизни, сиречь Христа. Ты есть Преподобная Мать  Спасителя, родившая Воплощенное Слово Отца, о Которой сказал Исайя: «…се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7: 14).

О Святая Дева, Мать Господа! Блаженная Невеста,  неотделимая от Троицы. Блаженнее Ты всех жен, ибо родила как Младенца Творца всех. Блаженнее Ты всех жен, ибо только Ты сподобилась родить на земле Небесного Бога. Блаженнее Ты всех жен, ибо вскормила своими сосцами Кормящего Вселенную. Ты есть Блаженная Богородица Святая Дева, родившая ныне Того, Кто некогда сотворил Адама в Раю.

Ты  –  Богородица, ибо родила Ты Воплощенное Слово. Ты  –  Богородица, ибо носила во чреве Божественное Слово в человеческом естестве. Ты  –  Богородица, ибо, приняв в Себя Божественное Слово, Ты родила Его в человеческой плоти. Ты – Богородица, ибо Ты одна родила Единородного Сына Божия, не временного Бога, но Того извечного, Кто пребывал и до Тебя, и Бога всех, Рожденного от Тебя. Ты – Непорочная Агница, рождшая Агнца, то есть Христа. Ты  – Юница (телица), не изведавшая ярма, и рождшая Тельца, сиречь Христа. Ты – духовная Трапеза Веры, приносящая миру Хлеб Жизни.

Что сказать мне? Как воспеть мне Всеславную? О сей же Преподобной и Приснодевственной Дщери Бог говорит словами пророка: «Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных. Посему Он оставит их до времени, доколе не родит имеющая родить; тогда возвратятся к сынам Израиля и оставшиеся братья их. И станет Он, и будет пасти в силе Господней» (Мих. 5:2-4). О святая Дева, Мать Вечного Света! Света, осветившего на небесах Ангельские Воинства, Света,
осветившего неописуемый взгляд Серафимов.

Света, сияющего ярче солнца. Света, осветившего все концы мира Святой Троицей. Света, сказавшего: «Я есмь свет миру», «Я пришел дать свет миру». Света, вознесшегося и осветившего Вселенную на Небесах и на земле. О Пресвятая Дева, поразившая Ангельские Воинства! Ибо удивились все Небеса странному чуду  – Женщине, держащей на руках Свет. Странное чудо Небесам, что воздвигся иной Херувимский Престол. Странное чудо Небесам, что Сын сей Жены  –  Отец Предвечный.

Странное чудо  Небесам, что чрево Девы приняло Сына Божия, Бога Жениха, Христа. Странное чудо Небесам, что Младенец Девы  –  Господь Ангелов. О Богородице Дево, Спасителя Мати, рождшая Безначальное Слово, Сопрестольного Отцу Сына, Единосущного Отцу и Духу, Творца Неба и земли.

Радуйся, Пресвятая Дева, ибо Ты, как мысленная купина, горишь, не сгорая, огнем Божества. Ты есть Та, которая принесла в мир Хлеб жизни, о котором говорит Спаситель мира Христос: «Примите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов».

О как богата, возлюбленные мои, Девственная Трапеза, полная добродетелей, подарившая миру разную пищу на услаждение. Сие есть Преподобная Дева и Мать Христова, держащая горящий светильник, освещающий небо и землю, о котором пророк Захария сказал: «Вот светильник весь из золота, и чашечка для елея наверху его, и семь лампад на нем» (Зах. 4:2). И потому и Давид воспевает Ее в благозвучной песне: «Слово Твое – Светильник ноге моей и свет стезе моей» (Пс. 118:105).

О Девственная Лампада, прогоняющая тьму и освещающая светом своим! О Девственная Лампада, принесшая для освещения вместе и огнь, и масло! О Девственная Лампада, взявшая с Небесного Престола Предвечный Единосущный Тресветлый Единый Огнь и Им осветившая Вселенную. О Девственная Лампада, о которой говорит Бог устами пророка: «Там возращу рог Давиду, поставлю светильник помазаннику Моему». (Пс. 131:17). Ты  –  Царский Венец с драгоценным жемчугом  –  Христом. Ты  –  Царская Багряница, облачающая тело Царя Небес и земли в пурпурные одежды.

Ты есть Всечистая Вера христиан, Непостижимая Книга, поведавшая миру о Сыне и Слове Отца. Блаженна Ты в женах, ибо родила Воплотившееся Слово, Сына Отца, Предвечного Бога, Безначального и Вечного, споклоняемого вместе с Отцом и Святым Духом. Слово, сопрестольное с Отцом, сидящее на Херувимах, прославляемое Ангелами, Началами  и Властями, созданными Им. Слово, простершее небеса и утвердившее землю. Слово истинного Бога Иисуса Христа Господа нашего, рожденного Тобой, Богородица Дева, пребывшей и после Рождества Девою. Ты родила Жемчуг и сплела Царский Венец, Блаженная Дева, проросшая Небесную Славу и наполнившая мир благоуханием многих райских цветов. Дева  –  это Чистый Крин (лилия), родивший Христа, Неувядаемый Цвет, Лоза Истины, полная плодов и нетронутая в девственности Своей, которая, хотя никогда не возделывалась, полна винограда и которая принесла Плод Спелый, то есть Христа.

Расскажи нам достоверно, как родила Ты, Богородица Дева? Как сподобилась стать Матерью Божией на земле, восприяв Предвечное Слово?

Я  –  Дева, Носившая Его в чреве Своем, пребывала нетленной и потому сподобилась стать чистым Храмом Слова Божиего, поселившегося во Мне, не познавшей брака. Носила я Эммануила в нетленном и непорочном чреве Своем, как на Престоле Херувимском, на котором Слово Отца обрело плоть, и Безначальный и Невидимый по домоустроению Своему  сделался Видимым Вочеловечившимся Богом. Не познав мужа, родила Я Предвечного Бога Иисуса Христа. И ныне после Рождества Я пребываю Девою, еще более чистой, нежели раньше. Родила Я без боли, не как прочие жены, ибо несходно все произошедшее со Мной с тем, что происходит с ними. И не поняли люди, что понесла Я в чреве своем, но только лишь Бог, поселившийся во Мне.

О Дева, драгоценное Сокровище Церкви, называющей Тебя одновременно и Священником, и Жертвенником, на Котором, как на трапезе, лежит Небесный Хлеб Христос, Которого Ты даешь нам во оставление грехов. О Чистая Утроба, вместившая в себя невместимого Бога. О Утроба небес шире, не стеснившая Бога, бывшего в ней. О Утроба, бескрайняя, как небо, и большая него. О Утроба, выше и шире семи Небес. О Утроба,  ты есть восьмое Небо, возвышающееся над всем небесным сводом. О Утроба, содержащая вечный Свет, исполненный благодати.

Что еще сказать мне Смиренной и Святой Деве? Желание побуждает меня говорить о Богородице, но страх заставляет меня смолкнуть, ибо не могу я сказать ничего достойного Ее. Разум подталкивает меня, а страх отталкивает, первый тянет меня вперед, а второй назад. И поскольку раздираем я на части ими обоими, решил я рассказать о Всеславной и Преподобной Деве. Я называю Ее Небом, Престолом и Крестом, ибо распростерла Она Свои святые руки и держала Господа и Владыку нашего, как Престол Херувимский, крестообразный, небесный. Смотря на Небеса через Святое Писание, вижу я, как поклоняются Ей Ангелы. Первым Гавриил приветствует Деву, говоря: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою. Радуйся, Благодатная, ибо Ты есть сияющее Небо. Радуйся, Благодатная, на Тебе же Солнце – Христос, освещающий Небо Своими яркими лучами».

Стала Дева Серафимом, украшенным многими именами и многими очами, увидевшими непостижимое видение. Как некий мысленный покров покрывает Она Телом Своим Вселенную, превосходя Херувимов. Ибо они отводят взор не в силах взглянуть на мысленный огнь Божества, Она же широко раскрытыми очами встречается с непостижимым и неусыпным взором Христовым, приветствующим Ее с желанием и любовью. Ангельские Воинства поклоняются Спасителю, не в силах взглянуть на Него или коснуться Его, Богородица же приветствовала Непостижимого поцелуем. О Дева, несущая чудо недоступного пониманию Таинства, Ты проповедовала во  всей Вселенной веру, столь желанную Тобою.

Дева стала старше Ангелов, выше Херувимов и Серафимов, угодной Царю Христу как достойная раба и Мать, Которую почтил Бог. Непорочная Святая Мать, родившая Христа, пребывавшего и до Нее и сказавшего: «Прежде, нежели был Авраам, Я есмь». Ты прославила пещеру и почтила ясли. Ибо Дева, пещера и ясли, как Небо, вмещали Невместимого Бога и втроем служили Святой Троице. Когда Дева без боли родила в пещере Господа Неба и земли и положила Его в ясли, Ее окружили Ангельские Чины с пением: «Слава в вышних
Богу, на земли мир, в человецех благоволение!»

И не спавшие в тот час пастухи услышали это ангельское славословие Спасителю и поспешили прийти и поклониться Свету, видя странное чудо  –  рабу Божию и земную Деву, ставшую небесной Невестой. Ибо Она предстала в пещере как Невеста и Брачный Чертог и Матерь Божия, когда родила младенца Христа, по пророческому гласу Исайи: «Ибо младенец родился нам  –  Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» (Ис. 9:6).

А после пастухов и волхвы с востока, ведомые яркой звездой, освещавшей им дорогу, после долгого пути пришли туда поклониться Родившемуся в Вифлееме. Как только пришли они в Иерусалим, они потеряли из виду звезду. Боясь не найти дорогу без проводника своего, они вынуждены были спрашивать жителей города о том, где родился Христос. Все удивились сему странному чуду. Ирод же, услышав об этом, сильно испугался и,  созвав священников, стал их расспрашивать, где родится Христос. Они же, не скрывая, отвечали ему, признались, не солгав, ибо не могли они сокрыть лучей Солнца, и явили откровение Отца, истолкованное пророком, сказав, что Христос рождается в Вифлееме.

Об этом говорит пророк: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих. 5:2). Горе тебе, непокорный Израиль! Ты принял закон и отверг Законодателя. Люди твои явили миру, где родится Христос, и они же не признали Его, когда Он родился.

Что же произошло с волхвами? Смутился разум их, а сердце наполнилось печалью, стоны их были подобны стремительно набегающей волне, потопляющей корабль, поток слез излился из глаз их на землю, в невыносимом горе искали они звезду  – проводника своего, направлявшую их в пути с Востока и утерянную ими ныне. Куда же пропала звезда, указывавшая им дорогу? Каким образом сокрылась она от них? Узнай истину и взгляни на чудо и на смысл его. Звезда скрылась от них, чтобы они стали расспрашивать и чтобы сие Таинство Неба и земли было явлено из уст неверующих священников.

И уже после того, как все узнали об этом, вновь появилась перед волхвами звезда и продолжала вести их до тех пор, пока не остановилась над Младенцем в пещере, а точнее на Небесах. Ибо там, где Христос, там и Небо, и потому пещера сделалась Небом на земле. Они же, увидев звезду, а точнее Спасителя, возрадовались великою радостью, и, упав ниц, поклонились ему и принесли Ему дары: золото, ливан и смирну. Золото, как подобает Царю, ливан как Богу и смирну как смертному, ибо хотели они предвестить таким образом грядущее погребение Создателя и Творца всех Христа, рожденного от Небесной Невесты Марии, Неба и Храма и Престола Божества, неописуемого Райского Сокровища.

Некогда Ангелы поносили Еву, теперь же они славят Марию, возвеличившую слабость женского естества, исправившую Еву, падшую по непослушанию, пославшую на Небеса Адама, изгнанного из Рая, открывшую запертый прежде Рай и следом за разбойником вернувшую туда Адама. О Святая Дева, упразднившая вражду между людьми и Богом, разрушив стену, их разделявшую. Тебя ради миру был дарован небесный мир, осветились все концы Вселенной, люди стали Ангелами и нареклись друзьями и рабами и детьми Божими.

Тебя ради возродилась небесная мудрость, и возносятся с земли на небеса славословия. Тебя ради люди с дерзновением смотрят на Небеса к Вышнему Богу. Тебя ради воссиял на всю Вселенную Крест, на котором был распят Младенец Твой, Христос Бог наш. Тебя ради была попрана смерть и опустел ад, кумиры пали и воцарилась небесная мудрость. Пресвятая Дева, Тебя ради мы узнали Единородного Сына Божия, Тобою рожденного, Господа нашего Иисуса Христа, Коему мы все, Ангелы и люди, поклоняемся и зовем: Безначальный Отец, Безначальный Сын,  Безначальный Дух Святой  –  славя нераздельную и Единосущную Троицу в нескончаемые веки. Аминь.

(Новогреческий перевод: Ал. Христодулу, богослов)

Слово приводится по материалам сайта  
http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprskij/slovo-pohvalnoe-presvjatoj-bogoroditse/