Храм в честь собора

Пресвятой Богородицы

Нижний Новгород

Род Строгановых

Родословие этой известной фамилии солепромышленников, земле- и заводовладельцев

Род «именитых людей» Строгановых (или Строгоновых) имеет давнюю родословную и о первом основателе рода – Спиридоне известно очень мало, так как он жил в трудные годы 14 века, когда Русь испытывала тяжесть татарского плена. Испытал это на себе и Спиридон. Взятый в плен и не изменивший православной вере, он был обструган татарами, обрубившими ему ноги и руки. И таким он вернулся на родину. Отсюда и прозвище «струганный» позднее перешедшее в фамилию его детей и внуков. Название же «именитый человек» означает Высочайше удостоенный.

Легенда, которую нельзя ни опровергнуть и не подтвердить, о происхождении Спиридона, родоначальника Строгановых: «Во время княжения Димитрия Иоанновича Донского, между 1362 и 1389 годами, вышел в Россию из Золотой Орды Мурза, ближний родственник Хана той орды, который, вступив в службу к Российскому двору и приняв христианскую веру, при святом крещении наречен был Спиридоном. Впоследствии он женился на ближней родственнице Великого Князя. Хан, узнав о крещении Мурзы, послал в Россию войско, с тем, чтоб взять его живого, изрезать кости по суставам и разбросать их по разным местам. Со своей же стороны Великий Князь для отражения неприятеля, снарядив войско, избрал предводителем самого Спиридона. Россияне после многих сражений принуждены были оставить своего предводителя, и Татары, взяв его в плен, поступили с ним так, как было повелено им. В память же этого оставшемуся после него сыну Козьме дана и усвоена была фамилия Строганов» [И.В. Купцов, Род Строгановых].

В Смутное время и позже Строгановы помогали законной власти денежными взносами. В одной из жалованных грамот Петра I вычислено, что Строгановы во время междуцарствия и при Михаиле Федоровиче пожертвовали деньгами 841 762 руб. (что на начало XX в. составляло около 4 миллионов рублей). За эти услуги Строгановы были возведены в звание «именитых людей»и получили право именоваться с «-вичем». По званию «именитых людей» Строгановы подлежали только личному царскому суду, могли строить города, крепости, содержать ратных людей, лить пушки, воевать с владельцами Сибири, вести беспошлинную торговлю с азиатскими народами. Уложение царя Алексея Михайловича (1649) отводит им особую статью (ст. 94, гл. Х). В 1722 г. Петр I за заслуги последнего «именитого мужа» Строганова, Григория Дмитриевича, возвел его сыновей Николая, Александра и Сергея в баронское достоинство. Они стали родоначальниками трех ветвей Строгановской фамилии.

Царь Михаил Федорович пожаловал Строгоновых званием «именитых людей», а Петр Великий, 6 Марта 1722 года, братьев Строгоновых Александра,Николая и Сергея возвел в баронское достоинство Русской Империи.

Строгановы придерживались московской политики в освоении земель Сибири. Они снабжали Ермака оружием и людьми и имели огромные земельные владения. Петр I был крестным отцом маленького Николая Строганова и пожаловал ему «на зубок» в вечное владение земли и реки Обву, Инову, Косьву и пермяков, живших в тех краях. А раньше, в 15 веке Строгановы выкупили на свои деньги из плена великого московского князя Василия Темного.

Титул баронов был пожалован роду Строгановых Петром I в 1722 году.

Грабарь Происхождение строгановской школы может сделаться несколько более ясным для нас, если мы установим главные даты ее деятельности. Для этого здесь придется привести некоторые исторические данные о роде Строгановых [Ф. А. Волегов и А. А. Дмитриев. “Родословная Строгановых”. “Пермский Край”, т. III, стр. 179.]. Чрезвычайно важно установить, что отец созидателя строгановского могущества Аники Строганова, Федор Лукич Строганов, был почетным и богатым гражданином Великого Новгорода, переселившимся около 1470 года в “Соль-Вычегодскую”. Здесь, в Сольвычегодске, в 1498 году и родился Аника Федорович, основатель и устроитель пермских городов, соляных промыслов, монастырей. Он умер в глубокой старости (1570), и лишь немногим пережили его старшие сыновья Яков и Григорий. Более самостоятельная деятельность выпала на долю младшего его сына, Семена Аникиевича, участвовавшего вместе с своими племянниками, Максимом Яковлевичем и Никитой Григорьевич Строгановы были самыми видными и знаменитыми представителями своего рода. Это они получили в 1610 г. от царя Василия Шуйского звание именитых людей Строгановых. К ним не раз обращался царь в тяжелые годы с просьбой ссудить его “не малыми деньгами (тысяч десять рублей)”. В то же время Максим и Никита Строгановы обстроили свою столицу Сольвычегодск и промышленные городки Перми и Усолья. Оба были большими любителями иконописи, оба сами знали это искусство и занимались им. Большинство строгановских подписных икон было написано для них и их людьми. Если Строгановы действительно создали особую школу, то это были именно Максим Яковлевич и Никита Григорьевич.

Никита Григорьевич умер в 1619 году, Максим Яковлевич в 1623. Родились они, по-видимому, около 1550 года. “Старшими” Строгановыми они становятся, как о том свидетельствуют царские грамоты, около 1580 года. Как раз в 80-х годах 16-го века началось украшение ими Сольвычегодска. Можно считать поэтому условно 1580 год начальной датой в деятельности строгановских иконописцев. Но, разумеется, и предки Максима Яковлевича и Никиты Григорьевича не обходились без икон. Родословная Строгановых помогает понять, каковы были те иконы. Строгановы были выходцами из Новгорода. Сольвычегодская летопись называет девять богатых фамилий, переселившихся одновременно со Строгановыми в Сольвычегодск [“В числе переселившихся при Великом Князе Иваие Васильевиче из Ново-города в Соль-Вычегодск были, кроме Строгановых, Дубровины, Свиньины, Водолеевы, Бояркины, Галкины, Чевыкаловы, Беляевы, Прескодоевы, Губины и многие другие”. Ф. А. Волегов и А. А. Дмитриев ]. Тогда же другие новгородские семьи переселились в Устюг. Новгородская икона, несомненно, сопутствовала этим многочисленным новгородским переселенцам. Новгородское искусство продолжало свое существование в 16-м веке на берегах Двины и Вычегды. Почти свободное от влияний далекой Москвы, местное искусство создало здесь в эпоху Ивана Грозного тот вариант поздней новгородской живописи, который иконники и любители называют устюжскими письмами. Живопись старейших строгановских мастеров была естественным продолжением и развитием этого новгородского — по художественному отечеству и северного — по отечеству географическому искусства. Ничего, конечно, нет удивительного и невозможного в том, что Максим и Никита Строгановы, люди богатые и любившие всяческое убранство, любившие, наконец, самое искусство иконописи, завели собственную иконописную мастерскую. Тщательность письма вполне естественно сделалась одной из первых задач этой мастерской, работавшей на столь разборчивых заказчиков. Но не одна тщательность исполнения отличала работы строгановских мастеров. Когда говорят о строгановских иконах, то обычно представляют иконы чрезвычайно тонкого миниатюрного письма, обильно украшенные золотом. Но иконописцы и любители знают, насколько неверно такое представление, когда речь идет о “старых”, или “первых”, строгановских письмах. Ровинский вполне справедливо указывает, что “иконы старых строгановских писем 16-го века очень мало отличаются от новгородских писем”, имея в виду, конечно, поздние новгородские письма. От Новгорода строгановские мастера конца 16-го века унаследовали удлиненные пропорции фигур, несколько преувеличенную грацию поз и поворотов, главное же — любовь к интенсивной и красивой расцветке. Краски некоторых поздних новгородских икон 16-го века, например, большой иконы св. Николы с житием в музее Александра III, предсказывают краски старых строгановских икон. О новгородском происхождении свидетельствует также цветная пробелка одежд, употреблявшаяся ранними строгановскими иконописцами в то время, когда она уже успела вовсе исчезнуть в Москве. Что же касается понимания строгановскими иконописцами рисунка только как узора, то эта черта, роднящая их с московскими мастерами, была чертой всей эпохи. Чисто живописные задачи повсеместно исчезли в русском искусстве второй половины 16-го века.

http://rozhdestvenskaya.weebly.com/

Из книги К.А.Турлыкина «Имя ему Нижний Новгород" РОД СТРОГАНОВЫХ

«Мы люди вольные, как ветер северный» - любили при случае вставить в разговор Строгановы, чей купеческий род был известен на Руси еще в XV веке. Их история корнями своими уходила в Новгородские земли. Родным же они считали небольшой городок Сольвычегорск, затерявшийся в необъятных русских просторах. Были ли их предками поморами-мореплавателями, на стругах ходившими к далекому Груманту, или строителями, возводившими добротные дома, один Бог ведает. Известно только, что богатство Строгановское началось с разработки северных соляных промыслов. Неизгладимый след оставлен ими и в истории нашего родного города...

Поистине золотым стал для купцов-предпринимателей XVI век. Освоение новых земель, добыча полезных ископаемых, защита отвоеванных территорий -все интересовало как первого русского царя Ивана Васильевича Грозного, так и Строгановых. В 1558 году получили соледобытчики 146 верст земли по реке Каме и начали строить там солеварни и возводить крепостницы. А спустя года Аникий Строганов заложил во славу Божию огромный Благовещенский собор в Сольвычегодске. В этом же году Строгановыми основан монастырь Преображения Господня на реке Каме при речке Пыскорке, рядом с городком Канкором. В разное время Строгановы сделали значительные пожертвования в этот монастырь, И через несколько десятилетий он стал одним из крупнейших в России. В Пыскорском монастыре закончил свои дни Аникий Строганов: он постригся и принял имя Иоасафа.

Началось освоение Сибири. Купцы строили крепости по реке Тобол. Когда было получено разрешение вести наступательную войну с сибирским ханом, Строгановы приняли участие в организации и финансировании знаменитого похода русских казаков под руководством Ермака в сибирские земли. Уже через год атаман Ермак известил царя о полной победе над ханом Кучумом.

Род Строгановых процветал необыкновенно. К началу XVII века соледобытчики Строгановы числились среди самых богатых людей России. Ссужали они деньгами и царскую фамилию,
получая все новые льготы и привилегии. Наконец в 1607 году получили они от царя Василия Шуйского особый титул «именитого рода», единственный в России. Писаться теперь они могли с отчеством, что полагалось тогда лишь боярам и дворянам.

Однако, когда спустя три года Шуйский был отправлен в монастырь, тучи немилости сгустились над многими. Спасение свое Строгановы нашли в Нижнем Новгороде, где имели свое торговое представительство. Когда осенью 1611 года по призыву Кузьмы Минина шел сбор средств на создание народного ополчения, среди добровольных жертвователей значились и Строгановы. Внесли они 4116 рублей - сумму по тем временам огромную - и «в том прибыли себе не искали».

Продолжатель рода, Григорий Дмитриевич Строганов, был известен как человек изворотливый, имеющий железную хватку. Уже в 16 лет он лично контролировал реализацию соли с прибывающих в Нижний Новгород судов. За один год он вдвое увеличил ее продажу. «Новый соляной король» щедро одаривал богатыми вкладами многие монастыри и храмы. Здесь была и драгоценная церковная утварь, изделия художественного литья, а то и просто многопудовые кули соли на монастырские нужды. Значительные приношения на помин души отца и сестры солепромышленника ежегодно принимала Троице-Сергиева Лавра, где они и были погребены.В 1689 году Строганов начинает возведение величественного Введенского храма в Сольвычегодске. Почти одновременно он приступает к строительству двух очень похожих внешне церквей: в Устюжне – Железнокольской-Казанской, а в Гордеевке за Окой - своей главной резиденции - Смоленской.

В 1697 году оба храма были полностью завершены. В этом же году на Нижнем посаде нашего города заложен фундамент Рождественской церкви, которая до сих пор изумляет своим изысканным декоративным убранством. Этот храм был задуман как символ незыблемости Строгановского рода.

Казалось, могущество Строгановых нет предела. Однако пожар 1701 года надолго приостановил возведение храма. Началась в истории соляных магнатов полоса неудач. Введенная государственная монополия на продажу соли серьезно подорвала их благосостояние. Вот здесь-то и подвело политическое чутье Григория Дмитриевича. Он связался с опальным наследником престола царевичем Алексеем, стал тайно снабжать его деньгами. Постигшие Строганова немилость и опала завершились его полным отстранением от дел и тихой кончиной в Москве.

Но известно, что и в последние дни Григорий Строганов был ктитором Никольской церкви в Котельниках.

Рождественская церковь еще долго стояла недостроенной. Дорогостоящие отделочные работы были завершены благодаря стараниям вдовы Строганова Марии Яковлевны.Освящение храма состоялось лишь 21 июня 1719 года. Спустя три года великий государь Петр Алексеевич принял решение закрыть церковь. Царская немилость продолжались: не мог простить Петр I Григорию его отношений с опальным царевичем. Положение спас подросший сын Строгонова Николай Григорьевич, который был крестником Петра I. Ему удалось примирить императора с памятью покойного отца. В знак примирения Строгановым был пожалован баронский титул. История купеческого рода продолжалась.С той поры миновало уже три сотни лет. Уходили правители, прахом становились целые города, а храмы, возведенные Строгановыми в Нижнем Новгороде, стоят и поныне, напоминая нынешним жителям города об их былом могуществе. Церковь Смоленской иконы Божией Матери в Гордеевке и церковь Собора Пресвятой Богородицы на улице Рождественской.