Храм в честь собора

Пресвятой Богородицы

Нижний Новгород

Иконостас

По словам многих исследователей, церковь в честь Собора Пресвятой Богородицы внешне напоминает роскошный, драгоценный резной ларец, внутри которого спрятан удивительный по красоте иконостас.
Иконостас – это преграда, отделяющая алтарь от молельной части храма. Он состоит из пяти рядов икон, увенчанных крестом, и имеет трое врат. Из 46 икон иконостаса до наших дней сохранилось 43 иконы.

Иконостасы на Руси были в основном деревянные, но были и каменные, мраморные, чугунные, фарфоровые. Наш иконостас вырезан из липы, собран без гвоздей и клея, ярусы задвигались и закреплялись при помощи пазов и шипов. Когда иконостас был собран, его покрыли левкасом (рыбным клеем с мелом), а затем сусальным золотом. Царские врата были вырезаны из дубовой плахи, но резьба очень красива, изящна и ажурна.

Резьба иконостаса необыкновенно сложна, особенно красив нижний ярус, который именуется местным чином. Здесь находятся главные храмовые иконы. Справа от царских врат расположена икона Господа Вседержителя со скипетром и державой в руках, слева – Пречистой и Преблагословенной Богородицы Марии. На боковых (северной и южной) дверях иконостаса изображены: первосвященник Аарон (справа) и Мелхиседек (слева). Также над дверьми справа расположена икона Введения во храм Пресвятой Богородицы, слева – икона Рождества Пресвятой Богородицы (эти иконы относятся к праздничному ряду, расположенному выше). Далее, за боковыми дверями иконостаса, помещаются иконы Поклонение пастухов (справа) и Поклонение волхвов (слева). Обе эти иконы вместе изображают собой Собор Пресвятой Богородицы, праздник, в честь которого освящён главный престол храма.

Икона Поклонение Волхвов написана игуменом Благовещенского мужского монастыря Корнилием Улановым. одним из выдающихся художников Оружейной палаты иконописцем Кириллом Улановым (игуменом Корнилием). Его имя непосредственно связано с Нижегородской епархией, а именно – с Кривоезерской пустынью, основанной в начале XVII веке на левом берегу Волги недалеко от Юрьевца.

Царские врата иконостаса украшены изображением икон: вверху – евангелиста Матфея и Иоанна, в середине – Архангела Гавриила и Пресвятой Богородицы (вместе эти иконы представляют собой икону Благовещения Пресвятой Богородицы), внизу – евангелистов Марка и Луки. Царские врата называются так, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь славы невидимо проходит в Святых Дарах (во Святом Причастии). Царские врата символизируют собой вход в Царство Небесное, которое теперь открыто для нас, поэтому на них по традиции и располагают иконы Благовещения (как дня начала нашего спасения) и апостолов-евангелистов (как проповедавшим благую весть о Воскресении Господа нашего Иисуса Христа Христа): «Христос воскресе из мертвых, смертью смерть поправ и сущим во гробех живот даровав» (тропарь Пасхи).

Перед Царскими вратами верующим преподаются Святые Дары: под видом хлеба и вина Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа, поэтому над вратами помещается икона Тайной вечери, во время которой и было установлено Таинство Евхаристии, соединяющее человека с Богом и вводящее его в жизнь вечную: «Приимите, ядите; сие есть Тело Мое, за вы ломимое во оставление грехов», «Пейте из нее все, это Кровь Моя Нового Завета, за вас проливаемая во оставление грехов» (Мф.26:26-28). Слева и справа от иконы помещены четыре фигуры ангелов, что должно напоминать нам перед Причащением слова молитвы: «Во светлостех святых Твоих, како вниду недостойный: аще бо дерзну совнити в чертог, одежда мя обличает, яко несть брачна, и связан извержен буду от ангелов: очисти, Господи, скверну души моея, и спаси мя, яко Человеколюбец».

Второй ярус иконостаса – Праздничный чин, где изображены главные двунадесятые церковные праздники (указаны слева направо):

Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы;

Крещение Господне, Вход Господень во Иерусалим, Преображение, Вознесение и Сретение Господа нашего и Спаса Иисуса Христа (названия икон приведены слева направо).

В центральной части над Царскими вратами чуть выше икон этого ряда расположена икона Праздника праздников – Светлого Христова Воскресения. На ней изображён Господь с крестным развевающимся флагом на кресте как Победитель смерти «яко есть Сын Бога, спасающаго род человеческий» (ипакои Пасхи), который встречает и выводит из ада Адама и Еву, пророков, царей Давида и Соломона и всех праведников. Также на иконе изображены святые ангелы: «Ангельский собор удивися, зря Тебе в мертвых вменившася, смертную же, Спасе, крепость разоривша, и с Собою Адама воздвигша, и от ада вся свобождша» (первый воскресный тропарь по «непорочных»). Икона Воскресения Христова была также написана игуменом Благовещенского мужского монастыря Корнилием Улановым.

Следующий ярус иконостаса – деисис (или деисус), что значит моление, молитва. Этот ряд является центральной и важнейшей частью иконостаса, поэтому его иконы на нашем иконостасе больше по размеру, чем остальные. В центре ряда (и в центре всего иконостаса) находится икона, на которой изображён Господь Иисус Христос, как Царь царей, справа от него изображён святой Пророк Предтеча и Креститель Господень Иоанн, слева – Пресвятая Богородица, а за спиной Господа стоят святые Архангелы Михаил и Гавриил. Икона называется «Предста Царица одесную Тебе».

На этой иконе Господь Иисус Христос, облачённый в драгоценные ризы, изображён сидящим на престоле (троне) на облаках во всей Своей силе и славе как Судия живых и мёртвых. По словам В.Ф. Косушкина, который занимался реставрацией иконостаса в 1986-1993 годах:  «Увенчанный золотой тиарой, с небесной сферой, украшенной изображениями солнца, луны и звезд в руках, Он исполнен воистину царского величия». Композиция служит прекрасной иллюстрацией Апокалипсису: "Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который, есть и был и грядет, Вседержитель" (Откр. 1.7.8).

На других иконах этого ряда справа и слева изображены святые апостолы: «имена которых суть сии». Рассмотрим эти иконы по порядку слева направо:

  1. икона святого апостола Фомы с копьём в левой руке;
  2. икона, на которой изображены святой апостол Иаков с мечом в правой руке и святой апостол Андрей с «андреевским» крестом за спиной;
  3. икона святого первоверховного апостола Петра с крестом в левой (?) руке;
  4. икона святого первоверховного апостола Павла с мечом в правой (?) руке;
  5. икона, на которой изображены святой апостол Иоанн с чашей яда в правой руке и святой апостол Филипп;
  6. икона, на которой изображён святой апостол Симон Зилот с пилой в правой руке.

Все апостолы, кроме орудий их казни, держат по книге, как символа Евангелия, благой вести, которую они проповедовали по всему миру: «поношения, всех которых мир был недостоин», что Господь наш Иисус Христос воскрес. Этот ряд представляет собой молитвенное предстательство святой соборной и апостольской Церкви за весь мир, возносимое от создания её и продолжающаяся до Страшного Суда.

Четвёртый ряд иконостаса – пророческий чин, который обычно изображает собой ветхозаветную Церковь от святого пророка Моисея до последнего пророка Малахии перед святым Иоанном Предтечей. В руках пророки держат свитки, в которых говорится о Матери Божией, о пришествии Спасителя (Мессии) и о дне Страшного суда. В центре этого ряда немного выше его расположена икона «Венчание Пресвятой Богородицы», на ней изображены … . Во исполнение пророчества Исайи о рождении Спасителя от Девы (Ис. 7.14): «Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил».

Теперь рассмотрим другие иконы этого ряда – святых пророков, которые помещены слева и справа от центральной иконы:

  1. икона святого пророка Иеремии
  2. икона, на которой изображены святые пророки Иона и Наум
  3. икона святого пророка Илии
  4. икона святого пророка Захарии
  5. икона, на которой изображены святые пророки Иезекииль и Даниил
  6. икона святого пророка Исайя.

Верхний ряд иконостаса называется праотеческим чином, который обычно представляет собой ветхозаветную Церковь от Адама до Моисея. Иконы этого ряда овальные и помещены в резные рамки-картуши. Праотцы — это ветхозаветные праведники, жившие верой в грядущего Спасителя, родоначальники избранного народа и предки Господа Иисуса Христа по плоти. К праотцам, прежде всего, относят Адама, Сифа, Ноя, Авраама, Исаака, Иакова, Иосифа и других праведников, живших до Моисея. Праотцами называют также родителей Пресвятой Богородицы Иоакима и Анну, праведного Иосифа Обручника.

Венчает иконостас Распятие Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Господу на Кресте предстоят фигуры святого апостола Иоанна и Пресвятой Богородцы.

Таким образом, на иконостасе при его просмотре сверху вниз перед нами предстает вся история человечества, предстает зримо тот путь, которым Бог ведет все человечество ко спасению. Таким образом, праздничный ряд изображает собой новозаветное время как исполнение всего того, что было пророчески возвещено в Ветхом Завете и отражено в двух верхних рядах иконостаса. Деисис — это осуществление того, что показано в трех верхних рядах, этот итог всей истории мира.

Икона «Венчание Пресвятой Богородицы» помещена в центр пророческого ряда для того, чтобы показать через Пресвятую Богоизбранную Отроковицу непосредственную связь Ветхого и Нового Заветов: ведь вся ветхозаветная история явилась подготовкой к приходу в мир Спасителя, воплотившегося Сына Божия – Второго Лица Пресвятой Троицы. В центре праотеческого ряда помещается образ Святой Троицы в виде трех Ангелов — явление Бога Аврааму как ветхозаветное указание на Триединство Бога и напоминание о Предвечном Совете Пресвятой Троицы, о спасении человека и мира.

Иконостас в нашей церкви необыкновенно красив, и говорит о таланте русского человека, строившего во имя Бога и для людей, прославляя Православную веру.

Иконостас с тончайшей резьбой тябел и живописью строгановских изографов остается одним из наиболее высокохудожественных в России.